1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Педагогические работники, реализующие образовательные программы предметов эстетического цикла

Объединяет на добровольной основе педагогических работников, граждан Республики Беларусь.

Руководитель секции: Диченская Елена Анатольевна, доцент кафедры теории и методики эстетического образования Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина

Координатор секции: Голубова Марина Николаевна, методист управления учебно-методической работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Контактный телефон: +375 17 2857826

Цель работы секции: создать условия для развития инициативы творчески работающих педагогов, повышения престижа профессии педагога эстетических дисциплин, распространения педагогического опыта, содействия профессиональному общению.

Задачи:

  • организация профессионального сотрудничества, партнёрского взаимодействия (в том числе и сетевого) между специалистами, занимающимися вопросами эстетического образования, на региональном, республиканском и международном уровнях;
  • содействие развитию творческого потенциала педагогических работников, реализующих образовательные программы предметов эстетического цикла;
  • обобщение и распространение эффективного педагогического опыта.

Для достижения этой цели организуются:

- выступления на методических объединениях, курсах, семинарах для педагогов и руководителей, курирующих преподавание эстетических дисциплин, с сообщениями о деятельности БПО, его целях и задачах;

- обобщение и распространение эффективного педагогического опыта  через средства массовой информации, в процессе проведения семинаров-лабораторий, творческих гостиных, фестивалей художественно-эстетического творчества, конкурсов методических разработок, творческих работ;

- создание информационного банка данных;

- форум педагогов эстетических дисциплин.

 

Адреса педагогического мастерства

Голубова Марина Николаевна, методист высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Искусство создаёт хороших людей,

формирует человеческую душу

П. И. Чайковский

Искусство делает время

и формирует человека

М. А. Савицкий

 

Каждый год в январе Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» и Общественное объединение «Белорусское педагогическое общество» проводят Республиканский Рождественский фестиваль педагогического мастерства. В этом году у нас маленький юбилей – нам исполнилось пять лет и фестиваль, соответственно, пятый. За эти годы много сделано. Фестиваль стал не только яркой демонстрацией педагогического мастерства самых талантливых педагогов, площадкой для распространения передового опыта преподавания учебных предметов и факультативных занятий, формирования сообщества единомышленников (организованы творческие предметные группы), но и настоящим праздником. Символично, что проходит фестиваль в светлые дни Рождества, поэтому и настроение его участников праздничное.

Красной нитью в работе фестиваля прошли темы «Воспитательные аспекты урока» и «Компетентностный подход в работе учителя». В рамках фестиваля работало 12 предметных секций, проведены 72 мастер-класса, ведущими которых были 87 лучших педагога республики – члены клуба «Хрустальный журавль», ассоциации учителей-методистов «Імкненне”, члены творческих республиканских групп, которые работают при Академии последипломного образования.

Как всегда, активно и плодотворно работала предметная секция учебных предметов образовательной области «Искусство», в которой приняли участие около тридцати педагогов республики.

Значение школы в жизни общества велико. Об этом говорил в своём интервью ещё в 2002 году народный художник Беларуси М. А. Савицкий: «Всё связано с педагогом. Какова школа, таковы и мы. Школа закладывает основы культуры, здесь осуществляется и воспитание, и формирование, и созидание человека государства. Школа – это не что иное, как будущее государства. Государство, его экономика и культура – это сложный организм. Поэтому школе должно быть предназначено особое место и в строительстве государства. В любое время, в самый сложный кризис, в самые тяжёлые моменты – всё равно надо начинать со школы» (журнал «Мастацкая адукацыя і культура», №1, 2002).

Считаю, что слова народного художника особенно актуальны в наше такое непростое время. В русле вышесказанного хочется обратить внимание на значение предметов, связанных с искусством. В силу своей специфики – особой роли в жизни людей изобразительного искусства, музыки, театра, танца, литературы – они занимают значительное место в духовно-нравственном воспитании учащихся, способствуют развитию творческого потенциала личности. Формирование мироощущения подрастающего человека возможно только при таком преподавании, когда происходит не передача готовых знаний о нравственных категориях, а присвоение учащимися духовных ценностей в процессе их эмоционального восприятия, переживания и понимания.

Важно создать для обучения и развития детей такие условия, чтобы они не были равнодушны к тому, что происходит рядом, чтобы культура, и в особенности белорусская национальная культура, а значит, и жизнь страны, стали неотъемлемой частью их жизни. На нашем фестивале педагогического мастерства педагоги представляли возможные формы организации диалога учащихся и учителя, учащегося и произведения искусства, его автора. Основой диалога является передача информации на общепринятом, понятном языке. По мнению В.А. Янчука, «неадекватное восприятие партнёрами транслируемых друг другу символических сообщений…обусловлено различным опытом и характером жизненных переживаний, выступающих необходимым основанием для заполнения в любом знаковом сообщении пустот, без которых невозможна реконструкция смысла» [8, с. 11]. В.А. Янчук считает, что «…понимание носит диалогический характер. Значение не схватывается, а формируется и уточняется в процессе взаимного познания и понимания людей» [8, с. 11].

Воспитательная составляющая любого урока очень важна. Например, как объяснить детям опасность использования в новогодние праздники петард, чтобы это было действенно и наглядно? В выступлении учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории, лауреата Республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2014» средней школы № 17 г. Барановичи Шкурко С.Н. по теме «Развитие образного мышления и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства» нашим педагогам было предложен интересный приём – создание объявлений, которые особенно запомнятся, если учащиеся придумают их сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот вид задания можно использовать при работе с маркерами на уроке, посвящённом графике. Также на уроке «Предновогодние забавы» учащиеся знакомятся с тем, что у каждого народа – своё новогоднее дерево. Под руководством Шкурко С.Н. наши учителя в группах создавали своё креативное новогоднее дерево из предложенного материала и представляли его в презентации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эстетическое развитие учащихся одновременно является и их нравственным ростом: от постижения жизни через конкретные произведения искусства до осознания обобщённой картины ценностей каждой эпохи, а также вечных проблем человечества, духовных ценностей на все времена. Для мотивации интереса учащихся, повышения продуктивности усвоения знаний при изучении новых тем, в закреплении пройденного материала, для формирования навыков межличностного взаимодействия в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик» учащихся младшего и среднего школьного возраста, для которых игровая деятельность сохраняет ведущую позицию наряду с учебной, дидактическим инструментом становится игра. В выступлении учителя изобразительного искусства и отечественной и мировой художественной культуры высшей квалификационной категории средней школы № 10 г. Пинска Жук С.А. по теме «Метод учебного проекта на уроках изобразительного искусства и отечественной и мировой художественной культуры» продемонстрирована игра-соревнование, при которой формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. При изучении архитектуры Пинска можно использовать игру «Мозаика»*. После просмотра видеофрагмента с виртуальной экскурсией по городу [5] учащимся предлагается работа в группах. Каждая группа получает конверт с заданием. В конверте находится информация об одном из 5 известных архитектурных объектов Пинска и его мозаичное изображение. Задача каждой группы – собрать изображение в одну целую фотографию и выбрать несколько главных предложений из информации об этом объекте. Если группа самостоятельно не может определить, какое же архитектурное изображение они должны собирать, им можно предложить подсказку в виде фотографии небольшого размера. По окончанию практической работы проводится обязательная презентация выполненного задания. Данная работа в группах была проведена с участниками фестиваля и вызвала огромный интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование информационных технологий в образовательном процессе весьма важная и актуальная тема. Данный вопрос был ярко представлен в мастер-классе учителя музыки квалификационной категории «учитель-методист» Могилёвской городской гимназии № 1 Громовой С.А. и вызвал острый интерес у участников фестиваля, поскольку опы использования на уроках музыки цифровой интерактивной доски как сферы творчества учителя и учащихся был по своей сути инновационным.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почувствовали себя творцами и учениками наши педагоги при участии мастер-класса учителя изобразительного искусства квалификационной категории «учитель-методист» средней школы № 16 г. Лиды Шостайло Н.И. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития креативности учащихся», в процессе которого были созданы замечательные композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот как подружиться с басовым ключом на уроках музыки и факультативных занятиях музыкальной направленности продемонстрировала  на своём мастер-классе учитель музыки высшей квалификационной категории гимназии № 15 г. Минска Мангова И.И. Талантливый педагог продемонстрировала не только способы обучения учащихся младшего школьного возраста игре на фортепиано, но и авторскую систему работы по развитию их образного и творческого мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своём выступлении учитель музыки квалификационной категории «учитель-методист» Брилёвской средней школы Гомельского района Михальцова В.М. не только поделилась с коллегами опытом обучения учащихся средствам музыкальной выразительности, но и раскрыла актуальную для современного образования тему «Компетентностный подход к обучению учащихся музыке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А на заключительном капустнике наша команда достойно и креативно представила коллегам своё музыкальное, танцевальное и поэтическое творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закончился очередной фестиваль, но его результаты будут реализованы в публикациях педагогов, в работе творческих групп по музыке, изобразительному искусству, отечественной и мировой художественной культуре, на повышении квалификации и семинарах в академии и, наконец, в совершенствовании педагогического мастерства наших учителей.

До свидания, фестиваль! Мы будем ждать новой встречи с тобой и с обретёнными друзьями и единомышленниками!

БПО в СМИ

Пресс-центр Министерства образования

Контакты

220040, г. Минск

ул. Некрасова, 20, к. 502

Контактное лицо:

секретарь БПО – Фёдоров Иван Викторович

телефон: 285 78 66

E-mail: post@oobpo.by