1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Путь к инклюзивному образованию: опыт Чехии, Словакии, Австрии и Беларуси

 

Идея о включении детей с особенностями психофизического развития не является новой, и пути обеспечения такого включения или предоставления помощи продолжают оставаться в центре внимания педагогической общественности Республики Беларусь и  многих европейских стран.

С 12 по 16 сентября центром профессионального развития и инновационного образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» при поддержке Ассоциации по международным вопросам Республики Чехия проведена серия семинаров «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы»,  в которых приняли участие представители учреждений образования, реализующих экспериментальный проект «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования», представители областных институтов развития образования и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Основной целью семинаров была научно-методическая поддержка педагогических работников  по реализации инклюзивного образования посредством изучения международного опыта Чехии, Словакии, Австрии и сравнительного анализа лучших практик педагогических инноваций в области инклюзивного образования.

В течение недели эксперты в области инклюзивного образования из Чехии, Словакии и Австрии посетили государственные учреждения образования «Средняя школа №8 г.Новополоцка», «Средняя школа №5 г.Гомеля», «Средняя школа №18 г.Борисова», «Средняя школа №1 г.Солигорска», где провели содержательные лекции и  ответили на вопросы педагогов.

Выступая на  заключительном семинаре 16 сентября, который прошел в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования», Антонина Михайловна Змушко, начальник отдела специального образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, представила систему специального образования республики, отметив разнообразие возможностей для обучения и развития детей с особенностями психофизического развития, обозначила основные направления развития инклюзивного образования в Беларуси и рассмотрела вопросы нормативно-правового сопровождения инклюзивного процесса в учреждениях образования. Антонина Михайловна отметила, что в Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, принятой 22 июля 2015 года Министерством образования, инклюзивное образование рассматривается, как закономерный процесс в развитии образования, обеспечивающий равные возможности в получении образования обучающимся с разными образовательными потребностями. Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании.


Одной из важных  составляющих семинара было представление опыта инклюзивного образования Чехии, Словакии и Австрии.

 

 


 

 

 

Иржи Трунда (Ph.D), директор базовой школы Вратиславова Чешской Республики,  к инклюзивному образованию пришел не путем изучения его теоретических основ, а  путем решения конкретных педагогических проблем, которые были и остаются связанными с его педагогической практикой. Вопрос, который задают себе многие  педагоги и законные представители: являются ли дети с ОПФР тормозом для типично развивающихся сверстников? Ответ на этот вопрос, по мнению Иржи, лежит в плоскости профессиональной деятельности и ценностей самого учителя. Чешский педагог поделился методическими инструментами для эффективного внедрения инклюзивных процессов в образовании, среди которых

  • Активность. Кто должен быть наиболее активным в классе?  Иржи Трунда считает, что  наиболее активными в классе должны быть учащиеся, а не учитель, как считают многие педагоги. Ребенок учится тогда, когда решает проблемы и делает что-то самостоятельно.
  • Строгость и последовательность решений педагога. Болезнь, либо особенность психофизического развития ребенка не причина для того, чтобы он отказывался от выполнения заданий учителя. В основе взаимодействия педагога и ученика должен лежать принцип, который сформулировала Мария Монтессори «Помоги мне так, чтобы я смог сделать это самостоятельно».
  • Оценка. Важно научить ребенка самооценке в форме, соответствующей их возрасту, при этом обращать внимание на детей, которые имеют заниженную самооценку. Большое значение имеет обратная связь от учителя к ученику -  предоставление информации, которая помогает в обучении и учении.

Найти ответ на ключевой вопрос, который задал Иржи помогли реальные кейсы из его класса, где обучались разные дети, одни из которых в данный момент являются студентами престижных университетов, другие, имеющие особые потребности, нашли работу и приносят пользу обществу. По мнению Иржи, эффективность инклюзивного образования проявляется в понимании и принятии различий и формировании толерантности у всех учащихся, благодаря совместному обучению детей с разными способностями и возможностями, демонстрации  эмпатии к потребностям детей без их чрезмерной опеки.

 

Роберт Сабо, преподаватель Университета им. Матея Бела в Банской Быстрице познакомил участников семинара с введением проинклюзивных мер в Словацкой республике, в основе которых лежит  индекс инклюзии Index for Inclusion – показатель инклюзивного подхода в образовании согласно авторам Booth и Ainscow (2007). Показатели инклюзии могут оказать существенную помощь в построении инклюзивной образовательной среды в любой школе, но, вместе с тем, это очень гибкий инструмент, который показывает, в каком направлении следует двигаться, чтобы в любой школе, каждый ребёнок был по-настоящему включен и принят. Роберт Сабо остановился на вопросе: в чем сходство и в чем различие педагогических концептов «интеграция и инклюзия»? Инклюзия в учреждении образования, по мнению Роберта Сабо   – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с особенностями психофизического развития и  детей с инвалидностью, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям, и родителям. Важное значение преподаватель из Словакии придает командной работе, особенно при составлении и реализации индивидуальной образовательной программы обучения и развития  детей с ОПФР, при этом, совместную работу всех участников образовательного процесса при устранении барьеров и препятствий в образовании конкретного ребенка необходимо принимать  как один из ключевых показателей  инклюзии.

 

 

 


 

 

 

Вольфганг Зиберер (Ph.D), преподаватель Педагогического университета г.Тироля, познакомил участников семинара с многовекторной системой образования Австрии, сделав упор на специальном образовании. Обучение детей с особыми образовательными потребностями может осуществляться по просьбе законных представителей в специальной школе для соответствующей инвалидности, в  интегрированной  форме  соответствующей  специальной  школы,  либо  в  интегрированной  форме в обычной школе. Качество обучения учащихся с особыми образовательными потребностями достигается благодаря реализации специальных учебных программ, модификации основных учебных программ и привлечению, по мере необходимости, дополнительного квалифицированного педагога. Задача центров по специальной педагогике, как центров компетентности и ресурсов - обеспечить успешную реализацию интегрированного и инклюзивного образования. Благодаря представленной наглядной схеме, участники смогли рассмотреть такие понятия как «эксклюзия», «сегрегация», «интеграция» и «инклюзия». Интересными и актуальными представились размышления Вольфганга Зиберера об отношении педагогов к проблеме инклюзии и  вспомогательных мерах к отдельным учащимся.  Преподаватель показал на слайде три, на первый взгляд, разных горы. Однако, это была одна и та же гора, сфотографированная из разных точек. Также одного ребенка  по-разному могут представлять педагоги, каждый из которых видит в нем что-то свое. Соответственно, каждому ребенку необходим индивидуальный подход, основанный на всестороннем изучении его особенностей и вере в то, что он может учиться.

Несмотря на то, что каждый педагог самостоятельно строит собственный педагогический путь инклюзивного образования, при его построении он, как в зеркало, вглядывается в опыт других педагогов, образующих вместе с ним определенную социально-профессиональную общность.  Прошедший семинар дал возможность обменяться опытом инклюзивного образования в Республике Беларусь, больше узнать о том, как развиваются инклюзивные процессы в Чехии, Словакии и Австрии, установить дружеские контакты, получить новые знания, а также повысить свою квалификацию.

 

Радевич Е.В., начальник центра профессионального развития и  инновационного образования Академии последипломного образования


БПО в СМИ

Пресс-центр Министерства образования

Контакты

220040, г. Минск

ул. Некрасова, 20, к. 502

Контактное лицо:

секретарь БПО – Фёдоров Иван Викторович

телефон: +375 17 285 78 66

E-mail: post@oobpo.by